kon131 Конь в казачьей культуре (обновлено)

blank Конь в казачьей культуре (обновлено)В течении многих тысячелетий, конь помог  создать особый тип, или архетип человека. А именно гордого и свободного воина, презирающего опасность и смерть, верного долгу и чести. Благородное животное невозможно обмануть! Любая трусость, обнаруживается конем на уровне биологических рецепторов, сейчас ученые поняли механизм этого чутья. Человек, испытывающий страх, выделяет муравьиную кислоту, которую и улавливает острое обоняние коня.

Езда на коне не терпит физической убогости, преодоление препятствий и преград, требует от всадника, силы и выносливости, ведь при верховой езде, задействуются практически все мышцы тела. Потому человеку изо дня в день полагающемуся на коня и доверяющему ему свою жизнь, а зачастую и состояние, приходится поневоле поддерживать себя в хорошей физической форме, заботиться о здоровье и долголетие.

.Потому конная культура формирует специфический культурный код, конные народы, это люди с «открытым сердцем», прямые, честные, не ведающие страха и четко осознающие конечность бытия. Конным народам не присущ культ «вечной земной жизни» или же поклонение «жизни любой ценой», даже сейчас каждый конник знает, что садясь в седло, он может распрощаться с жизнью, буквально в тот же момент.

75817410 520x345 Конь в казачьей культуре (обновлено)

Жизнь в седле, сопоставима с плаваньем в открытом море, всадник, гонящий свои стада по бескрайним просторам, подобно моряку постигает бескрайность пространства, и так же готов в любое время встретиться с неожиданной опасностью.

doncy ataka kon1 Конь в казачьей культуре (обновлено)

Донцы перед атакой

На Дону отношение к коню было особым. Это отношение впитало в себя почитание коня прежде всего евразийскими кочевниками. Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал ему во всех земных делах. Об умершем и сейчас на Дону говорят: «привязал коня», или «пошел бурных коней ловить». Конь, по воззрениям казаков, находился в тесной связи со своим хозяином, от чего возникло большое количество примет и гаданий . По записям Х. И. Попова, в старину, как рассказывают, часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается на Дон, прямо на двор своего хозяина, и тут-то начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены .

Конь являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе и состязательного характера. Известные нам различные конные игры в своей изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника. Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия. Заметную роль при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику. Уже в глубокой древности проводились и более сложные игры-соревнования, предшествующие современным конноспортивным соревнованиям. Сохранилось свидетельство Диона Кассия о том, что знатные иберы во главе с царем Фарасманом демонстрировали свое боевое искусство владеть конем на Марсовом поле в древнем Риме. В нартовском эпосе осетин также часто упоминаются скачки, на которых испытывалась резвость коней. Характер их был, разумеется, боевой, а о размахе можно судить по участию в них небожителей . Разнообразные виды конных игр и состязаний, то есть тех видов развлечений, в которых конь принимает непосредственное участие, у осетин, условно разбивают на скачки и джигитовку. Джигитовка есть разновидность скачки, во время которой наездник демонстрирует умение управлять конем, владеть своим телом и оружием. Все упражнения, среди которых преобладают силовые, производятся на лошади, скачущей широким галопом. Однако при всем единстве скачки и джигитовки, последняя по характеру своему имеет существенное отличие от скачек. Различие это проявляется в том, что джигитовка преимущественно устраивалась по случаю радостных событий семейного или общественного быта, а скачки, как правило, в цикле похоронно-поминальной обрядности.

002 520x390 Конь в казачьей культуре (обновлено)

.

stat 520x473 Конь в казачьей культуре (обновлено)

Стати лошади: 1 — затылок; 2 — челка; 3 — подбородок; 4 — ганаш; 5 — яремный желоб; 6 — гребень шеи; 7 — шея; 8 — холка; 9 — лопатка; 10 — плечо; 11 — грудь; 12 — подплечье; 13 — локоть; 14 — запястье; 15 — пясть; 16 — путовый сустав; 17 — бабка; 18 — венчик; 19 — копыто; 20 — спина; 21 — поясница; 22 — круп; 23 — маклок; 24 — колено; 25 — голень; 26 — каштаны; 27 — скакательный сустав; 28 – плюсна.

4a104094f185 520x350 Конь в казачьей культуре (обновлено)

Джигитовка

Джигитовка существовала еще давно, правда в те времена джигитовка не была развлечением, а способом ведения боя на лошади, которым владели и обучали казаки. Казак на лошади мог стать на нее в полный рост, что давало ему превосходства на другими всадниками. Так же они могу отстреливаться от врагов, при этом скатать на коне задом на перед или подобрать меч с земли на высоком галопе. При необходимости он мог спрыгнуть с лошади и тут же на нее заскочить, таким образом можно было удержать голову на плечах.

Что значит джигитовка?

untitled 300x291 Конь в казачьей культуре (обновлено)Джигитовка – езда верхом на лошади, во время которой казак выполняет различные гимнастические и акробатические трюки. На сегодняшний день выездка используется только ради развлечений, а ведь когда это было военное искусство. Сегодня джигитовка делится на два типа: цирковая и спортивная.

Если перевести слово джигитовка с тюркского – это означает лихой или храбрый человек. Элементы которые когда выполняли казаки на лошадях, в сегодняшние дни ну потеряли своей зрелищности. Если вам представится возможность посмотреть на этот вид спорта, обязательно ей воспользуйтесь.

История джигитовки

Зародилась джигтовка как вполне естественный вид езды верхом, в кавалеристских природных народах. Она развивалась стремительным темпом, но до стран Европы дошла поздно, поскольку единственным источником получения информации в этой области были рассказы племен, которые воспринимались как легенда о человеко-лошадях, кентаврах. Езда на лошади для военных целей ассоциировалось в то время с ездой в железных доспехах, верхом на закованной в сталь лошадь и без этого всего было сложно представить езду, такую как делали казаки – джигитовку.

0 78613 b077e6ad XL 520x305 Конь в казачьей культуре (обновлено)

Казачья община проводила обучение своих людей для разных целей. В основную базу трюков входили: быстрые заскоки на лошадь, соскоки, перескоки, езда задом на перед и т.д.

Были даже очень интересные обманки, допустим как обрыв – “имитация смерти”. Вражеские войска всегда очень удивлялись, когда “мертвые” лошади вдруг вставали в нужный момент и начинали атаку. Такой эффект неожиданности являлся большим плюсом. Конь мог “упасть замертво” даже во время движения на галопе, чтобы все выглядело естественно.

С половины 19 века джигитовка стала использоваться в цирке, чтобы удивлять зрителей различными трюками и не проливать крови. Развитие военных тактик и технологий постепенно вытеснили джигитовку как военное ремесло, но оставили место как спорту. Конечно она не такая популярная как конкур, но очень интересный вид спорта. От всадника требуется выдержка, скорость, ловкость и сила, а иначе можно сильно пострадать.

d0b4d0b6d0b8d0b3d0b8d182d18b d0b1d0b0d0bad0bbd0b0d0bdd0bed0b2d186d18b 520x343 Конь в казачьей культуре (обновлено)

Слова Наполеона Бонапарта о казаках:

« — надо отдать справедливость казакам, это они доставили успех России в этой кампании. Казаки — это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы с ними весь мир».

Соревнования на конях у казаков сводились к нескольким видам – борьба между седоками, скачки, джигитовка, стрельба на скаку в мишень, борьба с использованием плеток, когда всадники хлещут друг друга. Скачки выполняли важную ритуальную роль, так как на территории Области Войска Донского сформировался настоящий культ коня, связанный как с традициями древнерусских дружинников, так и с укладом степных кочевников . Интересно отметить, что в 1836 г. царское правительство распорядилось учредить конные скачки на Дону, с целью устройства войскового конезаводства. «Дабы донские лошади по своей легкости, силе и крепости во всех отношениях соответствовали бы потребностям казачьей службы и во время компаний способны были бы переносить необыкновенные труды, с сею службой сопряженные».

37d9710fcc6d37ffda6c4772b1ad0d28bc723f118816901 520x345 Конь в казачьей культуре (обновлено)

Военный совет отметил, что «для донских лошадей предназначено суровое степное воспитание, которое приучает их к нуждам и непогодам. Без сомнения требуется также, чтобы лошади Донские вместе с силою и крепостию, имели и достаточную быстроту, но в той только мере, в какой это возможно при их суровом воспитании. Сообращись с таковою целью, проект положения о скачках в Новочеркасске, Войсковой Совет нашел:
1. Что при учреждении скачки на обыкновенных основаниях, установленных для скаковых кровных лошадей, едва ли может быть подвергнуто испытанию главное достоинство донских лошадей, т.е. сила и крепость их.
2. Что выдержка лошадей перед скачкою, производство скачки жокеями или тренингрумами не согласуется ни с нравами и обычаями казаков, ни с предназначением донских лошадей.
Для сего учредить скачку с препятствиями, определив условия для получения войсковых призов, не скаковой круг, а местное пространство на котором находились бы овраги, барьеры и другие препятствия. В скачках на Войсковые призы должны участвовать одни войсковые жители, скакать же должны не жокеи, но казаки и при том в полном вооружении… Народно-казачьи скачки учреждаются для поддержания и поощрения в самих казаках врожденного духа наездничества и удальства, для скачек с препятствием необходимого .
Призы: 1500 руб серебром, от заводов (300 руб). Седло со всем прибором, окованное в 50 руб. и деньгами 100 руб. для второй – ружье в 30 руб. и деньги 70 руб. для третьей шашка в 50 руб. и на каждой из сих вещей надпись «Уряднику или казаку такому-то за удальство на войсковой скачке с препятствием». В 1851 г. дистанция скачек определялась от 8 до 16 верст, и призы войсковые представляли собой серебряный ковш, деньги в 450 руб. серебряный кубок и денег в 150 руб.
Воспитание коней у коннозаводчиков было особенное. Летом кони всегда были в степи, там они паслись и ночевали. Зимой для них имелись помещения, но кормили их сеном, которое разбрасывали на чистом снегу. И их не поили; вместе с сеном они забирали снег; а в самом начале зимы, когда снег был не глубокий, им сена еще не давали, они, как говорят, «тебеневали», то есть, разрывая копытом снег, находили себе пропитание. И кони были, как дикие: их начинали учить четырехлетками только. Когда приезжала ремонтная комиссия для армии, то это было зрелище, когда арканом ловили этих коней и силой подводили к ветеринару и, после принятия, накладывали тавро. И таких-то вот коней раздавали казакам-новобранцам, и сколько нужно было иметь знания, терпения, ловкости и храбрости, чтобы приучить такую лошадь к строю. Результатом такого воспитания получались кони выносливые, не боявшиеся ни буранов, ни дождей.

denisov kon 01 300x213 Конь в казачьей культуре (обновлено)

Командующий Донскими армиями Всевеликого Войска Донского С.В.Денисов

Выездка коня у казаков начиналась с малолетства (…лет пять-шесть было, ухватишься за ногу, где за гриву, залезешь, слетишь на солому и опять карабкаешься…) и заканчивалась показом приобретенных навыков на празднике, смотре, войсковых или станичных скачках, которые все равно приурочивались к какому-либо праздничному событию. Демонстрация приобретенных достоинств происходила в обрядовой обстановке, когда конские ристания входили составляющей частью в ритуальный комплекс . Причем это регламентировалось как сословной субкультурой, так и этнической . Дети самостоятельно часто устраивали скачки, когда пасли лошадей в степи. «Там, в степи нас никто не видел, и мы устраивали между собой скачки. Чаще всего, когда гнали лошадей с пастбища» .
Использование коня в обрядах информаторы отмечают на Масленицу и в весенние праздники, когда устраивались скачки, рубка лозы, джигитовка .
На свадьбах тройку лошадей, запряженных в тачанку жениха и невесты, разгоняли на костер, они должны были прыгнуть так, чтобы дружка остановил их у ворот «как вкопанных» . На Масленицу, в ст. Мечетинской, жгли среди улиц «кучки» и молодые казаки прыгали через них верхом, под крики и смех казачек .
В советское время скачки, джигитовка проводились на 1 мая и 7 ноября, причем, не только в казачьих станицах, но и в крестьянских слободах и селах . Джигитовка включала в себя различные воинские упражнения, такие как управление конем и телом, а также оружием. Казаки делали вертушку, прыжки, поднимание платочков, большие и малые пирамиды, рубку лозы, фланкировку пикой, уколы пикой в шар и предмет, лежащий на земле, увоз раненого. Скакали лавой, останавливались, клали лошадей, рассыпались в цепь, спешивались с батовкой лошадей, стреляли из-за седел лежащих лошадей .
Борьба на лошадях была известна в ст. Мечетинской, схватывались в седлах, кто кого сбросит на землю, сбивали друг друга мешками . Борьба на конях часто встречается у тюркских народов . Интересны заметки донских этнографов о конных ристаньях в дни поминовения предков , что роднит их с древнейшими тризнами .
В. Сухоруков отмечал, что игры и увеселения Донцов немногочисленны, неразнообразны теперь, как в старину, но живо отражают в себе направление духа и образ их жизни; воинственное молодечество смешивается в них с пастушескою и сельскою простотой. Замечательнейшие из увеселений суть: скачки на мишень, стрельба из ружей и пистолетов, борьба мужчин, беганье в запуски и богатырские казачьи песни, хороводы и пляска девиц. Скачки на мишень бывают во всех станицах на масленицу, празднуемой казаками почти целую неделю. Приготовление к скачке делает особенную заботливость для молодежи; не досыпая ночей, они кормят и холят добрых коней своих, чистят сбрую и оружие, чтобы блеснуть перед станичниками удальством, показать исправность казацкую. На ровном месте ставят мишенью пучок камыша, а саженях в 200 от него назначают линию, от которой надлежит скакать. Всё общество, старики и дети, женщины и девицы, в нарядном платье, собравшись в стороне скачки, делают из себя как бы одно семейство: рассказы, шутки, смех одушевляют эту пеструю толпу. Между тем, наездники, один за другим, несутся стрелою на мишень и, доскакав, делают в неё выстрелы из ружей и пистолетов. Иной, притворяясь падающим со скачущей лошади, роняет впереди себя плеть, или шапку, или монету, подхватывает с земли и снова, бросив вперед, ловит на лету; другой, перекинув через седло стремена, стоя на лошади, несется на ней во весь опор и делает выстрел из ружья в мишень. В последний день масленицы делается скачка на большое протяжение, верст на 20, 30, 40, 50 и более, для испытания, кроме быстроты, ещё и силы лошадей здешней породы.
Навыки в обращении казаков с конем естественно использовались в боевых действиях. В русско-турецкую войну, проходя сквозь открытое место конные казаки устроили джигитовку, отчего турки не произвели не одного выстрела, хлопали в ладони и хвалили казаков. Из рапорта Орлова-Денисова можно видеть основные занятия конных казаков в полках. Так, он пишет: «После чего я делал смотр полкам, видел их пешее и конное построение по сотенно, расчет взводом, заезды из фронта по три, по взводно построение целого полка, построение колонны, лавы и, наконец, церемониальный марш, совершенный повзводно, полусотенно и сотенно, на полных дистанциях и в сомкнутой колоне» (ГАРО. Ф.344.Оп.1. Д.361).

Источники:
Михайлов Б.Д. Каменная могила. Днепропетровск, 1986. С.23.
Афанасьев А.Н. Баснословные сказания о зверях // Древо жизни. М., 1983. С.143.
Смирнов В.И. Из вопросов и фактов этнографии Костромского края // Тр. Костромского научного общества по изучению местного края. Кострома, 1924. С.26.
Мусин А.Е. Указ. соч. С.188.
Черницын С.В. Казачьи обычаи и приметы отраженные в фольклоре // Памяти А.М. Листопадова. Ростов н/Д., 1997. С.69.
ГАРО. Ф.55. Оп.1. Д.556. Л.7.
Уарзати В. Символика коня. URL: http:// www.anaharsis.ru./etno
Проценко Б.Н. Инициальные обряды как элемент духовной культуры донских казаков. // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1996.№1. С.67.
ГАРО. Ф.344. Оп.1. Д.556. Л.1.
ПМА. 1998. Инф. Синяпкин М.Г. г.р. 1915, ст. Егорлыкская.
См. Голубых М. Казачья деревня. М., 1930. С.213.
См. Проценко Б.Н. Указ. соч. С.67.
Солодухин Г.А. Жизнь и судьба одного казака // Джигитовка казаков по белу свету. М., 2006. С.145.
ПМА. 1997. Инф. Серов Д.В. г.р. 1928, с. Светлоречное.
ПМА. 1998. Инф. Пиляева Л.С. г.р. 1932, с. Светлоречное.
ПМА. 1998. Инф. Литунова П.И. г.р. 1912, ст. Мечетинская.
ПМА. 1998. Инф. Москавенко И.М. г.р. 1912, ст. Мечетинская.
ПМА. 1997. Инф. Серов Д.В. г.р. 1928, с. Светлоречное.
Елисеев Ф.И. Джигитовка казаков по белу свету. М., 2006. С.40-41.
ПМА. 1998. Инф. Москавенко И.М. г.р. 1912, ст. Мечетинская.
Медведев А.М. Тайные кланы, язычество и рукопашный бой. М., 1994. С.42.
Ригельман А.Н. История о донских казаках. Ростов н/Д., 1992. С.76.
Проценко Б.Н. Комментарии // Ригельман А.Н. Указ. соч. С.207.