Фонд «Солидарность для жизни»

Казачий Информационно-Аналитический Центр

Атаманская сабля

Атаманская сабля – обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства.

Булава

Булава (пернач) – простое ударное ручное холодное оружие, имеющее тяжелую шарообразную или грушевидную головку.

Региональное отделение МКЦ России Региональное отделение МКЦ России по г. Москве

"В сентябре 1553 года в Москву прибыл казачий атаман… и привез Царю Ивану IV Грозному челобитную от каневского казачьего старосты князя Вишневецкого, чтоб Государь пожаловал, велел себе служить, а что он, князь Дмитрий Иванович, от Короля из Русско-Литовского Великого Православного казачьего княжества отъехал и на Днепре, на Хортицком острове, город поставил против Конских вод, у крымских кочевищ." (С.М.Соловьев "История России…" ).

Удельный волынский князь Дмитрий Вишневецкий, потомок Великого князя Гедимина Рюрикова, начал карьеру реестрового днепровского казака в 1540 году. Проявив военный талант при защите Волыни и Подолии от Крымского мусульманского Царства, в 1550 году Вишневецкий был назначен казачьим старостой Черкасским и Каневским.

Будучи сторонником сближения Русско-Литовского Великого Правосланого верхнерусского казачьего княжества Святой Земли Казачьей и Российского Православного верхнерусского казачьего Царства Святой Земли Казачьей в деле защиты обоих государств от Крымского мусульманского Царства и Оттоманской Мусульманской Империю, но, не встретив поддержки у Короля Великой Католической Польши Сигизмунда I идеи устройства казачьих замков-крепостей в Южнорусском Казачьем Поле - Запорожье, князь Дмитрий Вишневецкий предложил Царю Ивану IV Грозному свою и казачью службу днепровских реестровых казаков в борьбе с Крымским мусульманским Царством и Оттоманской Мусульманской Империи, находившейся в расцвете сил и угрожавшей территориальными претензиями не только Великой Католической Польше, Русско-Литовскому Великому Православному верхнерусскому казачьему княжеству и Российскому Православному верхнерусскому казачьему Царству в Восточной Европе, но и странам Центральной Европы, где народы Греции, Албании, Македонии, Сербии, Хорватии, Болгарии уже попали под иго не только турецкой власти, но и Исламской религии и начали в таких условиях отказываться от Православной Веры и принимать Мусульманскую Веру, чтобы выжить.

В 1554 году Царь Иван Васильевич Рюриков принял князя Дмитрия Вишневецкого на службу вместе с православными днепровскими реестровыми казаками, выдав им жалование и охранную грамоту. Князь Дмитрий Иванович Вишневецкий получил подданство Российского Православного верхнерусского казачьего Царства Святой Земли Казачьей. Иван IVГрозный за верную службу пожаловал князю Дмитрию Вишневецкому город Белев со всеми казачьими волостями и селами вотчину, да в иных городах «подклетные села и великие пожертвования». Иван IVГрозный пожаловал князю Вишневецкому и Южнорусское Казачье Поле - Запорожье, так как Нижнее Южнорусское казачье Поднепровье в то время принадлежало Российскому Православному верхнерусскому казачьему Царству Святой Земли Казачьей, "укладывая с ним угоду" о защите Российского Православного верхнерусского казачьего Царства от нападения Крымского мусульманского Царства.

Гетман построил на острове Хортица замок-крепость, названную Казачьей Сечью, которая стала плацдармом для защиты южнорусских казачьих земель. "Царь послал к нему двоих детей боярских (казачьих бояр) с «опасною» (Царским Указом) грамотою и с жалованием. Гетман Вишневецкий в ответ написал Царю, что он, холоп Государев, идет воевать крымские улусы и Ислам-Кермень, располагавшуюся в низовьях Днепра, чтоб показать свою службу Царю и Великому князю".

В своей Грамоте Царь Российского Православного верхнерусского казачьего Царства Иван IV Грозный приказал Гетману южнорусского реестрового казачества (войска низового) князю Дмитрию Вишневецкому идти на Северный Кавказ в помощь низовым православным кабардинским реестровым казакам, и молодому низовому православному терскому реестровому казачеству, принявшим русское подданство, для защиты от Крымско-Ногайского Мусульманского Ордена.

В мае 1557 года князь Вишневецкий писал Царю, что "крымский хан Девлет-Гирей, с сыном и с многими крымскими людьми приходил к Хортицкому острову, осаждал его двадцать четыре дня, но божьим милосердием, именем и счастьем Царя, Государя и Великого князя, он Гетман Вишневецкий, отбился от хана и, поразив у него много самых лучших людей, заставил его отойти от Хортицы с великим соромом и дать возможность князю отнять у крымцев некоторые из кочевищ…"

В сентябре 1557 года Гетман Вишневецкий отправил от себя в Москву казачьего атамана Михаила Еськовича к Царю Ивану Грозному. Атаман Еськович доложил Царю, что Гетман Вишневецкий поставил среди Днепра, на Хортицком острове, против Конских-Вод, у крымских кочевищ, Казачью Сечь.

Иван Грозный принял атамана Еськовича с честью и, вручив ему царское жалование для Гетмана Вишневецкого, отправил вместе с атаманом Еськовичем, казачьих бояр («боярских детей») Андрея Щепотьева и Нечая Ртищева с новыми царскими инструкциями Гетману Вишневецкому.

Находясь на царской службе, Гетман Вишневецкий в 1558 году был вызван Царем в Москву, где его ждали черкасские казачьи послы, которые приехали с просьбой к Ивану IVГрозному в войне с крымскими уланскими мусульманами-казаками. По просьбе «черкассов» Иван IVГрозный дал Вишневецкому 5000 царских верхнерусских реестровых казаков с атаманом Канклыком Кабардинским и отправил по Волге на Астрахань.

В декабре 1558 года Гетман Дмитрий Вишневецкий на суднах прибыл в Астрахань. Затем сухопутным путем прибыл к казакам-черкассам в Кабарду. В Кабарде казачье войско Гетмана Вишневецкого увеличилось за счет южнорусских донских реестровых казаков. Далее казачье войско Гетман Вишневецкий повел мимо Азова на Днепр под Перекоп. Но крымский Царь, предупрежденный Королем Великой Католической Польши о движении Гетмана Вишневецкого, увел свою уланскую армию вовнутрь Крымского полуострова. Простояв напрасно три дня на Таванской переправе, Гетман Вишневецкий, узнав о сложившейся ситуации, поднялся к острову Хортица к Казачьей Сечи, близ которой соединился с верхнерусскими реестровыми казаками дьяка Ржевского. Перегруппировав силы, Гетман Вишневецкий по указу Царя снова устремился на Ислам-Кермень, Перекоп и Козлов.

Вернувшись из похода, Гетман Вишневецкий, оставив атамана Ширяя-Кобякова, дьяка Ржевского, атамана Андрея Шепотьева с южнорусскими казаками в Запорожской Сечи, поехал с докладом к Царю Ивану IV Грозному в Москву, а затем в свою вотчину-резиденцию крепость-город Белев.

Узнав, что Царь Иван IV Грозный уехал в Ливонию, Царь Девлет-Гирей Бахчисарайский быстро собрал сто тысяч уланских мусульман-казаков, бросился по направлению к Москве. Но вдруг узнал, что самые страшные для него люди, казачий воевода Иван Шереметев и Гетман Дмитрий Вишневецкий, совсем не уезжали в Ливонию, а поджидают его, также быстро повернул назад и ушел в Крым.

В 1559 году Гетман Вишневецкий, получив в усиление от Царя Ивана IV Грозного 13 тысяч царских верхнерусских реестровых казаков с казачьим воеводой Даниилом Адашевым, разгромил крымских уланских мусульман-казаков близ Азова, затем устремился в Крым. Разгромив город Солхат-Крым и, освободив множество пленных христиан, православные казаки, стали возвращаться вверх по Днепру. Царь Бахчисарайский бросился в догон и настиг войско Гетмана Вишневецкого у мыса Манастырька, напротив Ненасытецкого порога, на сразиться не посмел и ушел назад на Крымский полуостров.

В 1560 году южнорусские православные казаки снова ходили на Крым. За свои заслуги Гетман Дмитрий Вишневецкий получил от Царя Российского Православного верхнерусского казачьего Царства значительные земельные владения.

В 1560 году Гетман Дмитрий Вишневецкий вернулся на Днепр, где сумел объединить земли вольного казачества от Днепра до Буга. На острове Хортица вокруг замка-крепости вырос город, который князь Вишневецкий назвал Сечь Запорожская. В 1557 году Царь Девлет-Гирей 24 дня осаждал крепость- Сечь Запорожскую, но не сумев взять, повернул свое уланское мусульманское казачье войско в Крым.

Южнорусские казачьи войска Гетмана Дмитрия Вишневецкого, прозванного казаками Байдой, в степной полосе Южнорусской Казачьей Степи построили казачьи городки-сечи, управлялись выборными атаманами, при которых состояли совет выборных старшин, есаулы и несколько писарей, которыми велась вся переписка. Все мужское население казачьих городков-сечей было занесено в реестр и пользовалось правами Войска Низового. Казачьи поселения жили семьями, и население их пополнялось в основном естественным приростом.

Появление на острове Хортица Запорожской Сечи – столицы южнорусских низовых (запорожских) казаков во главе с Гетманом Дмитрием Вишневецким, вынудило Царя Девлет-Гирея Бахчисарайского пойти на союз с Королем Великой Католической Польшей.

Король Великой Католической Польши Сигизмунд IIАвгуст пригласил Гетмана Дмитрия Вишневецкого к себе на службу. В 1561 году Гетман приехал на переговоры к Королю, но услышав, что на Запорожскую Сечь из Буджакских степей движется конница Царя Девлет-Гирея, Вишневецкий устремился с запорожскими казаками навстречу мусульманским уланам и присек вторжение крымцев в Российское Православное верхнерусское казачье Царство.

Король снова манил Гетмана Вишневецкого к себе на службу, встретил Гетмана южнорусского реестрового казачества в Кракове "с большими почестями, вместе с крупнейшей польской шляхтой, как отважного воина - рыцаря. Гетман Д.Вишневецкий потребовал, и ему были возвращены все его поместья, но в обмен было строго запрещено водить южнорусских казаков на крымцев и турок, чтоб не вызвать их на месть. Гетман Вишневецкий не мог в этом покориться воле Короля. Да и жизнь в роскоши и довольстве не удовлетворяла воинственного гетмана, и он снова взялся за саблю" (С.М.Соловьев "История России…").

Гетман Дмитрий-Байда Вишневецкий достиг в Южнорусском Реестровом Казачестве (Войске Низовом –Запорожье) такой силы, что в 1562 году повел борьбу за молдавский престол. Но союзники-валахи предали князя Дмитрия, коварно захватили в плен и выдали Гетмана Вишневецкого Господарю Стефану IX Молдавскому, а тот - турецкому Султану Стамбульскому.

В 1564 году в Царьграде Султан приказал казнить легендарного казака Байду.

 


Источник: В.Карпова («Святая Земля Казачья»)

 
Икона дня

 

 
 

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Этот день в истории
Казачьи традиции