Торговый дом Казачье подворье

Казачий Информационно-Аналитический Центр

СКР

СКВРиЗ

Бойцовский клуб Патриот

Кальмиус инфо

Российское Казачество

журнал АТАМАН

Атаманская сабля

Атаманская сабля – обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства.

Булава

Булава (пернач) – простое ударное ручное холодное оружие, имеющее тяжелую шарообразную или грушевидную головку.

Региональное отделение МКЦ РоссииРегиональное отделение МКЦ России по г. Москве

Атаманская сабля – обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круге по праздникам.

Одна из самых дорогих реликвий донского края времен войн 1812-1814 гг – наградная сабля атамана Матвея Платова – была изготовлена по решению Городского совета Лондона. В 1814 г Совет постановил наградить особо отличившихся полководцев союзных армий, в том числе и генерала от кавалерии Матвея Платова. Наградные клинки готовили лучшие британские оружейники. На сабле присутствует дарственная надпись: «Атаману Платову в знак уважения к глубоким познаниям его, блистательным дарованиям, высокому духу, непоколебимому мужеству».

Первое наградное Золотое оружие с бриллиантами Донской командир Матвей Иванович Платов получил в 1793 году за заслуги в войне с Турцией.

Второе было ему вручено в 1796-м, после возвращения русских войск из Персидского похода. И хотя конечной цели — Индии эта военная акция не достигла, командующий русским корпусом Платов заслужил за этот поход орден Св. Владимира II степени и наградное оружие, богато украшенное камнями. По ребру рукояти . выпуклыми буквами надпись «За храбрость».

Еще одной драгоценной саблей Платов был награжден англичанами после окончания Заграничных походов русской армии, находясь вместе с императором Александром I в Лондоне. История ее весьма любопытна.

Атаман Платов — один из героев Отечественной войны 1812 года. Его казаки, отчаянные храбрецы и удальцы, наводили страх на французов. Доподлинно неизвестно, поили ли казаки своих лошадей в Сене. Но то, что победно гарцевали в Париже и покорили своей статью и живописным видом восторженных француженок, сомнению не подлежит.

Слава о них докатилась и до туманного Альбиона. В 1814 году, после победы над Наполеоном, общее собрание всех сословий Лондона решило преподнести сабли особо отличившимся полководцам союзных армий. В этот почетный список наряду с фельдмаршалами был включен и генерал от кавалерии Матвей Платов. На клинке сабли, изготовленной лучшими оружейниками, был вытравлен текст: .Атаману Платову в знак уважения к глубоким познаниям его, блистательным дарованиям, высокому духу, непоколебимому мужеству…. По просьбе Лондонского магистрата подарок Платову во время его визита в Англию вручал герцог Веллингтон.

После смерти атамана его внук корнет Николай Греков передал саблю в атаманский дворец в Новочеркасске, где она и хранилась до 1919 года. Затем в числе многих ценностей была вывезена за границу. Сначала попала в Турцию, потом перекочевала в Чехословакию. В годы фашистской оккупации сотрудники пражского национального музея сумели сохранить саблю и после освобождения Праги передали ее представителям советского командования. Так после долгих странствий ценная реликвия, свидетельница двух великих побед, вновь вернулась на родину.

По материалам сайта http://novocherkassk-gorod.ru

 

Булава (пернач) – простое ударное ручное холодное оружие, имеющее тяжелую шарообразную или грушевидную головку. Длина ее была около 50-80 см. Появилась булава в период неолита, она широко применялась на мусульманском Востоке. В античном мире использовалась значительно реже. Ее римская разновидность — клава — появилась во II веке. В Европе булава получила распространение в XIII веке, на Руси использовалась в Хlll—XVII вв., но постепенно утратила боевое значение и стала символом власти военачальника. Булава с головкой шарообразной формы, разделенной на ребра-пластины, очень широко применялась в Средней Азии. У казаков булава (насека) существовала до начала XX в., а до XIX в. служила символом власти: ее носили турецкие паши, польские, а также казачьи станичные и поселковые атаманы в России. Княжеский шестопер был семейным оружием, передававшимся по наследству. Изготовленный мастерами в кузнице княжеского двора, он служил не только символом власти, но и отличным подспорьем в битве: оружие было прекрасно сбалансированным, легким. Легенды говорят, что во время сражений шестопер сам направлял руку хозяина и не подчинялся никому, кроме представителей княжеского рода. В XVII в. награждение булавой или ее разновидностями (пернач, шестопер и др.) было широко распространено. Известны, например, булавы боярина Милославского и украинского гетмана Богдана Хмельницкого, пернач князя Барятинского с надписью в честь победы русского войска над крымскими татарами. Гетманская булава являлась неотъемлемым атрибутом власти всех украинских гетманов.  Изготавливались булавы с большой роскошью: для их отделки применяли , , изумруды.

Источник - www.kazak-center.ru

 

kon131 Конь в казачьей культуре (обновлено)

blank Конь в казачьей культуре (обновлено)В течении многих тысячелетий, конь помог  создать особый тип, или архетип человека. А именно гордого и свободного воина, презирающего опасность и смерть, верного долгу и чести. Благородное животное невозможно обмануть! Любая трусость, обнаруживается конем на уровне биологических рецепторов, сейчас ученые поняли механизм этого чутья. Человек, испытывающий страх, выделяет муравьиную кислоту, которую и улавливает острое обоняние коня.

Езда на коне не терпит физической убогости, преодоление препятствий и преград, требует от всадника, силы и выносливости, ведь при верховой езде, задействуются практически все мышцы тела. Потому человеку изо дня в день полагающемуся на коня и доверяющему ему свою жизнь, а зачастую и состояние, приходится поневоле поддерживать себя в хорошей физической форме, заботиться о здоровье и долголетие.

 

 

Заповедей всего 10:

    1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
    2. Казаки все равны в правах.
    3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.
    4. Служи преданно своему народу, а не вождям.
    5. Держи слово, слово  казака  дорого.
    6. Чти  старших, уважай старость.
    7. Держись  веры  предков, поступай по обычаям своего народа.
    8. Погибай, а товарища  выручай!
    9. Будь трудолюбив, не  бездействуй.
    10. Береги свою семью, служи ей примером!


Казак, говоря о себе, издревле подчеркивал и выделял триаду:

Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь Царствие Небесное и Славу в потомках!”.

Этот главный принцип казачьего мировоззрения сегодня нуждается в расшифровке. “Казаком нужно родиться!”—первая часть триединства подчеркивает наше право на самобытность, на национальное самосознание и культуру. Наше право на собственную историю и ее трактовку.

Однако предлагаемое триединство существует только в целом. Каждого из этих постулатов, взятого отдельно, недостаточно для того, чтобы считаться казаком.

Так, одного казачьего происхождения, родства с казачеством по крови недостаточно, ибо сказано: казак—это состояние духа! Это образ мышления и норма жизни.

“Казаком нужно стать!”—принцип, подчеркивающий, что существует некий нравственный идеал, к которому должно стремиться каждому, ведущему свой род от казаков. Этот постулат повлек за собою и юридические нормы, существовавшие в казачьем обществе. Так, не казак по рождению, мог казаком стать! То есть жизнью, достойной идеала, заслужить право войти в казачество! Службой и страданиями заслужить право быть принятым в казачество на Кругу. При этом никогда не требовалось, чтобы он отрекся от своего народа! Став казаком, он оставался калмыком, осетином, якутом или бурятом!

Казачество—это состояние духа! Воспитать в себе казачий дух мог каждый, кто выше служения собственному эгоизму, собственному благосостоянию поставил служение Христианству и Добру самым тяжким служением—служением воинским!

Недаром наши предки много столетий назад узаконили написание самого имени нашего казак таким, чтобы оно одинакова читалось как справа налево христианами, так и слева направо-мусульманами и иудеями, чтобы все, независимо от знаний и своей веры, правильно понимали, что такое казачество.

Третий постулат—“Казаком нужно быть!”—подчеркивает самое главное в нашем понимании жизни. Свое пребывание на земле мы понимаем как постоянное служение. Только безупречным служением мы можем выслужить у Господа царствие Небесное.

Казачество немыслимо без Православия *. Только оно воспитывает нас в небрежении к земным благам, в поиске подлинных духовных ценностей, в жертвенном служении народу христианскому.

Каждый казак обязан ежедневно помнить о той миссии, которая возложена на него Господом! В труде ли, в буднях ли, в праздниках, в войне ли, мы служим Господу, через служение народу своему, России и всем людям и только так понимаем смысл своего пребывания в этой жизни:

Итак:

Каждый вступающий в любое казачье объединение или сознающий себя казаком должен следовать главным принципам казачьей нравственности, которые в основе своей имеют нормы христианской морали и состоят в следующем:

Господь сотворил человека по образу и подобию Своему! Все люди равны и нет народов больших и малых! Сказано “Несть ни эллина ни иудея, но все сыны Божии!”. Потому никогда не гордись казачеством! Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь равно добр и открыт всем—как аукнется так и откликнется! Помни, по тебе судят о народе твоем! По поступкам твоим о племени твоем! Будь прост, но не подобострастен. Доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Помни, что каждое твое слово—слово народа твоего, да не будет оно в осуждение его!

Сказано “Несть ни князя, ни раба, но все рабы Божии!”. Да не будет тебе, казаку, кумира ложного. Всем служи честно! Будь законопослушен, но помни—душа твоя принадлежит только Богу и да не проникнет в нее зло человеческое!

Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю! Но помни—воля твоя в воле Божьей, а потому, свободно выбрав путь

Исключение из этого правила составляли казаки ламаисты — калмыки, буряты, монголы и мусульмане — народы Закавказья. Но это исключение-только подчеркивало правило. Служа в казачьих войсках, эти народы не теряли своей национальной самобытности. Они были казаками, не становясь казачеством, хотя традиционно воспринимали от нас лучшее и гордились тем, что они сподобились быть казаками!

Помни: воля—не своеволие! Лихость—не разбой, а доблесть—не жестокость! Помни: храбрые—всегда добрые, потому как они сильны!

Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, и станет он скор и справедлив. Сказано Господом “Мне отмщение, и Аз воздам!”

Будь свободен душою, но страсти держи в оковах, да не владеют они сердцем твоим, да не ввергнут в пучину беззакония!

Никогда не воюй со слабейшим, но только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага—будь милостив! Победив его рукою крепкою, победи его милостивым и милосердным сердцем, иначе чем остановим мы ненависть человеческую!

Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть и Господь продлит дни твои в мире и радости!

Вступая в любое казачье общество, не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а вступивши служи всем сердцем, всем помышлением. Любая служба твоя да будет службой народу и Богу, ради чего ты явился в мир.

Соблюдай правила и обычаи народа твоего. Никогда никого не поучай свысока, но объясняй и советуй и только тогда, когда у тебя совета спросят. Тогда станица—любое казачье объединение—станет домом тебе, отцом и матерью твоими.

 

                                       

 

(по мотивам сказки-легенды)


Были, братцы, времена
Далеко-далече,
Богу стала вдруг нужна
Помощь человечья.

 

nagaika 1

Казак без нагайки - что монах без молитвы.

 

Нагайка - нагайская, татарская плеть, камчук короткая, толстая, круглая, ременная плеть, без спуска, в одну толщину, употребляется у казаков и у всех горских, татарских и монгольских племен.

 

В последние годы в России происходят позитивные изменения, охватывающие все сферы жизни общества. Это требует заново переосмыслить многие из устоявшихся положений об общественных отношениях. В полной мере это относится к Казачеству.

По истории казаков написаны без преувеличения тома литературы, но до сих пор ученые практически не обращались к вопросу о том, насколько вообще справедливо объединение различных групп казаков в рамках одной конструкции «казачество»?

 

Факты свидетельствуют: на историческую арену казачество вышло весомой силой, в значительной мере сложившейся общностью, с уже сформировавшимися традициями — братства, самоуправления, самоорганизации, казачьего обычного права. Такой комплекс традиций никак не мог возникнуть сразу, случайным образом. И можно показать, что он вырабатывался в течение долгого времени, веками. Например, обычаи воинского круга были присущи многим древним народам — германским, славянским, есть версия, что и у скифов цари выбирались на кругу. Но от древнерусского веча и земских сходов Средневековой Руси казачий круг значительно отличался как по ритуалу, так и по функциям. Он был не только избирательным, но и высшим законодательным, административным и судебным органом с огромными полномочиями.

 

В 1738 г. последний раз упоминается об эскадре донских казаков — по условиям Белградского мира мореплавание на Черном и Азовском морях России было запрещено. И донцы стали исключительно кавалерией, чему способствовали традиции взаимопомощи: бедные казаки не оставались безлошадными. Еще одним новшеством у донцов стало вооружение пиками. Раньше казаки применяли короткие дротики (у запорожцев — «списы»), с ними ходили в рукопашную. А длинные пики использовались в русской и европейской пехоте — мушкетеры вели огонь, а пикинеры, выставив оружие, защищали их от конницы. Но в 1705 г. был изобретен штык-багинет, а пики Петр I отдал «иррегулярным» ополченцам. Казаки не преминули ими разжиться. Усовершенствовали, подогнав по руке. И соединили качества легкой конницы с возможностями тяжелой — таранного сметающего удара. Кроме пики и сабли, каждый имел ружье, 2—4 пистолета. Но в данный период на вооружение вернулся и лук. Потому что огнестрельное оружие было однозарядным. Одно дело — в лодке или в укреплении, когда часть стреляет, часть заряжает. А в конной схватке попробуй-ка заряди.

 
Еще статьи...
Икона дня

 

 
 

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Этот день в истории
Казачьи традиции

РУССКАЯ ПЛАНЕТА

Новости казачества