Фонд «Солидарность для жизни»

Казачий Информационно-Аналитический Центр

Атаманская сабля

Атаманская сабля – обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства.

Булава

Булава (пернач) – простое ударное ручное холодное оружие, имеющее тяжелую шарообразную или грушевидную головку.

Региональное отделение МКЦ России Региональное отделение МКЦ России по г. Москве

Слово "казак" на слуху. Казакам посвящены президентские указы и правительственные постановления, газетные статьи и телепередачи. Как и зачем усиливается роль казачества в России? Об этом специально для "Российской газеты" рассказал Заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Александр Беглов, который назначен на должность председателя Совета при Президенте РФ по делам казачества.

Российская газета: Александр Дмитриевич, прежде чем что-то обсуждать, давайте "на берегу" договоримся о терминологии. Поэтому - кто такие казаки?

Александр Беглов: Юридически точный ответ на этот вопрос мало что даст для понимания реального положения дел. Казаком является любой гражданин России, на основании самоидентификации относящий себя к казачеству, ведущий определенный образ жизни, хранящий доставшийся от предков уклад, соблюдающий свод строгих нравственных правил. Но это скорее теория. А на деле речь идет об огромном - около 7 миллионов человек - неоднородном, очень патриотично настроенном, но зачастую раздираемом внутренними противоречиями сообществе россиян. И дело здесь не в традиционной казачьей "вольнице". Тяга казаков к внутренней духовной свободе - как раз объединяющее их начало. Но и сейчас, и раньше находились недруги казачества, понимающие: казаки крепки единством. Значит, надо их разделить. Вот и возникали границы не только внутри станиц, но даже и внутри казачьих родов и семей.

Министры с атаманами.

РГ: Все это - дела давно минувших дней. Но в постсоветское время появились новые проблемы?

Беглов: Свою лепту внесли 90-е годы, когда многие политики разных уровней то заигрывали с казачеством, то поворачивались к нему спиной, поддерживая то одних, то других казачьих лидеров, зачастую с весьма сомнительной репутацией. В 2000-е годы, как и в государстве, в казачьей среде наступила некоторая стабильность, хотя проблем в целом не убавилось.

РГ: Что изменилось сегодня?

Беглов: В июле 2008 года, спустя буквально несколько месяцев после своего избрания, президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. А в январе 2009 года его распоряжением был создан инструмент для реализации данной Концепции - Совет при президенте Российской Федерации по делам казачества. Мощной поддержкой казачьему движению стало принятое 15 сентября 2009 года постановление правительства РФ, в соответствии с которым вопросы взаимодействия государства с казачьими обществами переданы Минрегиону России.

РГ: Что собой представляет Совет, который вы возглавляете?

Беглов: Структура Совета позволяет эффективно координировать работу по реализации Концепции государственной политики в отношении российского казачества во всех субъектах Российской Федерации, где существуют казачьи общества. Делается это через рабочие группы в регионах. В федеральных округах созданы постоянные окружные комиссии Совета, а на федеральном уровне - постоянные профильные комиссии по отдельным направлениям деятельности (ими руководят, как правило, заместители министров соответствующих министерств, а их заместителями являются атаманы войсковых казачьих обществ). То есть подразделения Совета состоят не только из казаков, но и из государственных служащих, причем - весьма высокого ранга. Совет - не общественная организация, а межведомственная структура. Хочу особо подчеркнуть, что Дмитрий Анатольевич Медведев проявил особое, я бы сказал, знаковое уважение к многовековым казачьим традициям - Положение о Совете фактически воспроизводит принципы казачьей демократии, превращая его в своеобразный Казачий Круг, на котором решения принимаются большинством голосов.


Служба и воля

РГ: Как теперь будут строиться взаимоотношения власти с казачеством?

Беглов: Это исторически особые отношения. Они выстроены прежде всего на идеалах служения Отечеству, ответственности перед страной, стремлении к укреплению государства. Настала пора изменить отношение к казакам со стороны общества. Казаки -не пасынки нашего народа, не капризные и себялюбивые "озорники". Это активные граждане России, настоящие патриоты нашей страны.

РГ: В принятых документах о казачестве узаконен термин "реестровые казаки". Служить будут только они?

Беглов: Это дореволюционный термин. Вступая в реестровое общество, казак в соответствии с его уставом добровольно принимает на себя обязанности по несению государственной службы. На сегодняшний день сотни тысяч граждан России сделали такой выбор. Отдавая должное чувству ответственности казаков, их способности к самоорганизации, государство при построении системы государственной службы реестрового казачества стремится максимально учесть и сохранить традиции казачьей демократии и братства. Это касается прежде всего правил внутреннего устройства казачьих обществ, а также принципа выборности атаманов, что является, в свою очередь, очень серьезной мерой доверия казачеству, особенно если учесть, что войсковые атаманы утверждаются Указами Президента Российской Федерации.

РГ: Получается, реестровый казак - это государев человек. А как это соотносится с казачьим менталитетом, с декларацией "казачьей воли"? Когда-то казаки снимали шапки только в церкви, не кланялись даже царю.

Беглов: С перестроечных времен казаков втягивают в бесконечную дискуссию на тему "воля или служение". Мы считаем эту дилемму абсолютно ложной; Мы твердо стоим на позиции исторической правды: выбор реестрового казака - это служение на основе его доброй воли.

РГ: Не вносится ли таким образом раскол в казачью среду? Ведь обидно: кто-то пользуется государственной поддержкой, кто-то - сам по себе.

Беглов: "Отдельной" поддержки реестровых казаков не существует. Мы считаем бессмысленными попытки противопоставить друг другу реестровых и нереестровых казаков. Очень много казаков и их семей просто живут и трудятся в соответствии с вековыми традициями своих предков. Вступая в общественную казачью организацию либо в реестровое казачье общество, они не становятся от этого больше или меньше казаками. Выбор казака, заниматься ли ему общественной работой или служить на государственной службе, определяется не только его моральными ценностями и жизненными установками. Здесь играет свою роль и целый ряд других обстоятельств: возраст, здоровье, профессия, семейное положение. По-моему, корни противоречий между реестровыми и общественными казачьими организациями следует искать в давнем межличностном противостоянии атаманов отдельных казачьих подразделений. Может быть, скажу жестко, но я считаю так: межличностный конфликт возникает там, где есть корыстный, личный интерес. Иные атаманы сравнивают свои объединения не по делам на благо возрождения казачества и России, а по формальной, зачастую дутой численности и пиаровской шумихе. За последнее время появилась масса лжеказаков, присваивающих друг другу полковничьи и генеральские звания и награждающих друг друга придуманными орденами за придуманные подвиги. Они и перекреститься не забывают, и в церковь иной раз заглянут - с формальной стороной дела у них все в порядке. Но это отнюдь не мешает им торговать историей своих предков для получения политических и материальных дивидендов. Лозунгов у них может быть много - вплоть до создания особой "казачьей республики". Вдумайтесь: не Отечество, с их точки зрения, должен защищать казак, а свою хату, "свой бугор, да свой интерес"! Вновь продолжают сеять ядовитые семена раздора, уже принесшие в XX веке чудовищные всходы.


Государево слово

РГ: Почему такое особое внимание именно к казакам?

Беглов: Казаки - одна из важных составляющих многонациональной российской палитры. Полагаю, без них бы и России в том виде, в котором она сейчас существует, не было. Да, каждый человек в отдельности может принести стране пользу, не важно, казак он, курский крестьянин или, скажем, якутский охотник. Но если люди чувствуют себя причастными, причем этнически и исторически, к одному сообществу, их потенциал возрастает многократно. Государственная служба для казака - это возможность активно реализовать свою личную жизненную позицию, занять место в жизни, которое определено его мировоззрением и историей предков, наполнить реальным содержанием казачьи традиции, сохранить неповторимую казачью культуру. Не будем забывать, что казаки не только подвергались гонениям по классовому и сословному принципу, не только массово переселялись внутри страны. К сожалению, это происходило и с десятками миллионов других наших сограждан. Но лишь казачество в таком массовом порядке покидало страну навсегда. Поэтому власти не только могут, но и должны проявить к казакам особое внимание.

РГ: Какая законодательная база обеспечивает эту работу?

Беглов: Приняты соответствующие нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ. Эти документы регламентируют процедуру принятия обязательств по несению определенных видов государственной и иной службы, а также заключения соответствующих договоров. Типовая форма указанных договоров утверждена приказом Минрегионразвития России. РГ: На основании этих правовых актов и будет осуществляться финансовая "подпитка" казачества? Беглов: Последнее время я слышу этот вопрос очень часто и рад возможности ответить на него через вашу газету. Первое. Ни о каких "подпитке", "помощи" или "финансовом содействии" казачеству речи никогда не было. Думаю, нет ничего более обидного для казаков - одной из самых гордых и самобытных частей нашего народа, - чем подобная "милостыня". Не деньги государство дает казакам, а возможность их заработать на государственной службе в составе казачьих обществ. Второе. Договор, по которому казаки принимают на себя обязательства и получают денежные средства, заключается с казачьим обществом только в том случае, если оно победило в соответствующем конкурсе, т.е. в честном соревновании с конкурентами, в том числе и с неказачьими структурами. Казачьим обществам при конкурсе не предоставляется никаких особых преимуществ. И третье. Вопрос о том, что представители реестровой казачьей организации имеют какие-либо приоритеты в службе перед представителями общественной казачьей организации, неправомерен. Суть вопроса лежит в юридической плоскости. Реестровые казачьи общества имеют право подписывать прямые договора с федеральными, региональными и муниципальными структурами на осуществление определенных видов деятельности. В то время как члены общественных казачьих организаций должны либо заключать индивидуальные контракты, либо создавать соответствующие юридические лица, организационно-правовая форма которых позволяет вести коммерческую деятельность. Задача Совета состоит в том, чтобы все казаки и все казачьи организации вне зависимости от их юридического статуса получили возможность эффективно работать. Ведь анализ их уставов и программ показывает, что они в большинстве своем построены на одном фундаменте.


Казачьи внуки

РГ: Вы уверены, что все это нужно современной молодежи? Да, деды и отцы к возрождению казачества относятся серьезно. А внуки? Может, им традиции кажутся безнадежно скучным "ретро"?

Беглов: Я так не считаю. Казачья молодежь выделяется среди сверстников нравственным и физическим здоровьем, особой активностью. Сейчас действует 24 казачьих кадетских корпуса! Открыты классы с казачьим компонентом в общеобразовательных учреждениях. Если бы казачатам все это было неинтересно, кто бы там учился? Указом Президента РФ учрежден смотр-конкурс на звание "Лучший казачий кадетский корпус" с вручением победителю переходящего знамени Президента России. Уже стартовала Всероссийская казачья фольклорно-патриотическая экспедиция, посвященная 65-летию Великой Победы. И совсем для меня неудивительно, какое активное участие приняли казачьи дети и молодежь во Всероссийском фольклорном конкурсе "Казачий круг", который проводится по инициативе члена нашего Совета - народной артистки России Надежды Бабкиной. Разворачивается военно-спортивная игра "Сполох". В этом году пройдет Всероссийская Спартакиада допризывной казачьей молодежи, посвященная 65-й годовщине Великой Победы. В программе Спартакиады - соревнования по военно-прикладным видам спорта с казачьей спецификой. Это бег на "казачью версту" (1067 метров), верховая езда, армейский рукопашный бой, плавание, пулевая стрельба.

РГ: В организации таких соревнований, видимо, заинтересованы и наши военные?

Беглов: Да, по сути, это подготовка к воинской службе. В эту работу лично включился министр обороны Анатолий Сердюков (кстати, член Президентского Совета). На прошедшем в феврале нынешнего года заседании Совета обсуждалась проблема комплектования казачьих воинских частей, а также взаимодействие Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ с войсковыми казачьими обществами по вопросам военно-патриотического воспитания казачьей молодежи и ее подготовки к военной службе. Для оперативного решения этих вопросов в составе Совета создана постоянная профильная комиссия.


За веру

РГ: Казаки всегда отличались крепкой верой. Как сегодня складываются у казачества отношения с церковью?

Беглов: Казаки исторически связаны с православием. Есть народная мудрость: "Казак без веры - не казак". И сегодня невозможно представить человека, который именует себя казаком, но открыто выступает против веры своих предков. Роль Русской Православной церкви в возрождении казачества трудно переоценить. 14 октября 2009 года на заседании Совета в Новочеркасске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил об особом Патриаршем водительстве российского казачества и необходимости его скорейшего воцерковления. Епископ Павлово-Посадский, викарий Московской епархии Кирилл благословлен на организацию централизованного окормления Русской Православной церковью казачьих обществ. Указом Президента России он включен в состав Совета и возглавил соответствующую постоянную профильную комиссию. Определены войсковые и окружные священники, которые будут непосредственно работать с казаками. Решением Священного синода от 5 марта 2010 года создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Мундир - российский

РГ: Зачем потребовались недавние нововведения в казачьей геральдике?

Беглов: Нет нужды говорить, сколь огромное нравственное значение имеют для людей символика, атрибутика. В четкой, устоявшейся форме они непрерывно напоминают обществу о его духовных ориентирах. Недавними Указами Президента РФ учреждены гербы и знамена внесенных в государственный реестр войсковых казачьих обществ. Утвержден порядок присвоения чинов членам казачьих обществ. Узаконены удостоверения казаков, форма одежды и знаки различия по чинам. С одной стороны, теперь торжествует научно обоснованный подход к казачьей форме: она тщательно выверена с учетом исторических особенностей и традиций каждого войскового казачьего общества. С другой стороны, она заметно отличается от формы армейской. Полагаю, что таким образом навсегда похоронена обидная, оскорбительная, но в прошлом -небезосновательная привычка именовать казаков "ряжеными". Дать новые поводы могут лишь те, кто начнет по своей прихоти "залезать в чужие погоны". Обращаю внимание -"погоны". Никто не против традиционной казачьей одежды, которая всегда имела элементы военного обмундирования. В Указе президента РФ четко прописано, что эта одежда не должна повторять утвержденную для реестровых казачьих объединений форму.

РЕ: Коротко говоря, что изменилось в жизни казачества за последние пару лет, с момента принятия президентской Концепции?

Беглов: Заработала четкая "система координат", позволяющая каждому казаку самоидентифицироваться и обрести свой путь в любой из трех ипостасей - рядового гражданина Российской Федерации - казака, активиста-общественника либо "реестровика". Это самое главное! Теперь дело во многом за самими казаками. Ведь дальнейшее развитие и процветание казачества зависит от совместных усилий, когда власть создает широкие возможности для проявления казачьей инициативы, а казаки делом доказывают верность своим устремлениям и идеалам. Уверен, казаки будут энергично и плодотворно строить свою жизнь и жизнь своих родных так, чтобы можно было по доброй традиции воскликнуть: "Слава богу, что мы - казаки!"


Опубликовано в Российской газете (Федеральный выпуск) N5191 от 26 мая 2010 г.

 

Источник: www.ckw.ru

 
Еще статьи...
Икона дня

 

 
 

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Этот день в истории
Казачьи традиции