Торговый дом Казачье подворье

Казачий Информационно-Аналитический Центр

СКР

СКВРиЗ

Бойцовский клуб Патриот

Кальмиус инфо

Российское Казачество

журнал АТАМАН

Атаманская сабля

Атаманская сабля – обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства.

Булава

Булава (пернач) – простое ударное ручное холодное оружие, имеющее тяжелую шарообразную или грушевидную головку.

Региональное отделение МКЦ РоссииРегиональное отделение МКЦ России по г. Москве

В стенах Донского монастыря казаки получали от Бога силу быть верными своему призванию

1 сентября прошло празднование дня Донской иконы Божией Матери 

Каждый  год к этой дате знаменитая Донская икона Пресвятой Богородицы проделывает один и тот же путь - из Третьяковской галереи в Донской монастырь, один из старейших в Москве.

Собственно этой иконе и обязан своим созданием Донской монастырь. Его основал царь Фёдор Иоаннович в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Обитель возникла на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами.

Когда крымский хан был уже на подступах к Первопрестольной, царь Фёдор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить её в походной церкви преподобного Сергия Радонежского посреди русского стана. По преданиям, царь провёл бессонную ночь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери». Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый её разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве «что в Обозе».

В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Фёдор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону.

Автором первообраза Донской иконы Пресвятой Богоматери считается преподобный Феофан Грек. По преданию, 8 сентября 1380 года, в день Куликовской битвы (на праздник Рождества Пресвятой Богородицы), икона вдохновляла русских воинов на победу, находясь среди войска. А после победоносного сражения была преподнесена донскими казаками в дар князю Дмитрию, прозванному затем Донским.

Князь в память о славной победе на Дону нарек её Донской и перевёз в Москву. Поначалу икона находилась в Успенском соборе, а затем была перенесена в Благовещенский. Ныне святыня хранится в Государственной Третьяковской галерее.

«Этот образ был свидетелем огромной силы молитвы нашего народа и нашего воинства и свидетелем победы, которая дарована была Отечеству нашему в ответ на молитву и мужество воинов. Дай Бог, чтобы духовная жизнь наших военнослужащих сегодня восходила от силы к силе, умножая доблесть Российских вооружённых сил», - сказал в одном из выступлений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

По благословению предстоятеля Русской церкви Донской монастырь стал международным духовным центром казачества, а День Донской иконы Божией Матери - 1 сентября - отмечается как праздник православного казачества.

По мысли Святейшего можно провести параллель между казачеством и монашеством в миру. «Не все ведь монахи живут в монастырях - есть и те, кто пребывает в миру, но остаётся при этом монахом, - заметил Патриарх Кирилл. - Вот так и казаки. Они ведь тоже в миру - живут со своими семьями, работают в разных сферах, но в душе остаются казаками. И когда Родина или Церковь скажут, что нужны казачья доблесть и сила, они всегда должны быть готовы встать на защиту народа своего и своего Отечества».

«В стенах Донского монастыря казаки получали от Бога силу быть верными своему призванию, - рассказал епископ Кирилл (Покровский). - И традиционно представители казачьих войск разделяют в святой обители радость престольного праздника Донской иконы Божией Матери. Это неудивительно, так как в основе вековых казачьих традиций принцип: казак без веры - не казак!»

По сложившейся традиции каждый год 1 сентября, в День чествования Донской иконы Божией Матери, образ доставляют в Донской монастырь, где пред этой древней святыней в течение суток непрерывно совершаются богослужения.

Накануне празднования с казачьим почётным караулом икону торжественно внесли в монастырь. После совершения крестного хода вокруг Большого собора обители началось богослужение. Его возглавил патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Божественную литургию у чудотворного образа Богородицы митрополит совершил в сослужении высокого духовенства Москвы, Сергиева Посада, Ставрополья, а также войсковых священников казачьих обществ.

Многочисленные прихожане монастыря, казаки и представители федеральных и столичных органов власти в Большом соборе монастыря молились о его процветании, об укреплении монашеских традиций и воцерковлении казачества.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий напомнил, что в этом году в День праздника Донской иконы Божией Матери отмечается 420-летие со дня основания Донского мужского монастыря и 20-летие возрождения в обители монашеской жизни.

«Я очень рад, - признался митрополит Ювеналий, - что на богослужение прибыло много представителей казачества, духовенство и паломники. Мы счастливы, что, как в древние времена, Царица небесная объединяет защитников Отечества, внушая им мужество, мудрость и силу для служения своему народу и возлюбленному Отечеству».

 

Юрий Артюх, глава московского Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями, напомнил собравшимся, что 25 сентября по инициативе правительства столицы пройдёт международный фестиваль «Казачья станица Москва», который станет своего рода продолжением празднования Дня Донской иконы Божией Матери.

 

«На этот фестиваль съедутся все казачьи войска России, а также казаки из зарубежья, - пообещал Ю. Артюх. - В эти дни Москва обнимет всех казаков, независимо от форм их самоорганизации в казачьи общества, общественные или творческие организации. Мы все помним, что 20 лет назад возрождение казачества началось в Москве с активизации землячеств проживающих здесь казаков. Проведение фестиваля благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Центром действа посреди импровизированного майдана будет традиционный для казаков обыденный (т. е. сооружённый в один день) храм-часовня. Кроме прочего, это прообраз будущих московских храмов на отведённых 200 площадках, освоение каждой из которых будет начинаться также с часовен. Проведение в столице подобного фестиваля является беспрецедентным событием, и я уверен: имеет реальные перспективы выхода на масштаб регулярного мероприятия значимого для всего русского мира».

Председатель Синодального комитета Русской православной церкви по взаимодействию с казачеством епископ Кирилл предположил, что в будущем можно будет перенести время проведения фестиваля на начало сентября, чтобы приблизить его к Дню памяти Донской иконы Божией Матери и Дню города Москвы.

«Мы рады, что Донская икона Божией Матери, которая хранится уже не в Московском Кремле, а в Третьяковской галерее, каждый год, как и в прежние века, прибывает оттуда на День памяти Донской иконы в Донской мужской монастырь», - подчеркнул епископ.

В почётном карауле при богослужении и встрече высокого духовенства стояли молодые казаки из школы-интерната под названием «Шахтинский Я. П. Бакланова казачий кадетский корпус». Как рассказал директор корпуса, войсковой старшина Виталий Бобыльченко в нынешнем году это уже пятый визит его подопечных в Донской монастырь. «Мы традиционно совершаем сюда паломничество с полным погружением в жизнь монастыря. По договору нам предоставляются кельи, питаемся в трапезной, посещаем службы и живём по жёсткому монастырскому уставу. Большинство ребят в нашем корпусе из неполных и малообеспеченных семей. Им важно не просто внимание, а духовный стержень, по которому можно направить их жизнь, чтобы они смогли вырасти в настоящих мужчин и защитников Отечества. Военных или гражданских - не принципиально, хотя большинство поступают в военные вузы. Главное, чтобы они были с царём в голове и Богом в сердце».

 

В монастыре ребята не отдыхают - несут службу. Ухаживают за некрополем, убирают дорожки от листвы и снега, носят воду, помогают пожилым людям дойти до храма, словом, выполняют любую посильную работу.

 

«Конечно, им здесь нелегко - монастырь загружает не по-детски, - продолжает В. Бобыльченко. - Первые три дня уходят на адаптацию к монастырской пище, уставу. Дети остаются без телефонов, компьютеров. Но, пробыв здесь десять дней, ребята в один голос говорят: не хотим уезжать».

 

Монахи всегда с теплом встречают кадетов-паломников. По вечерам ведут долгие беседы об истории, вере. Здесь ребята посещают могилы великих предков - казачьих полководцев Отечественной войны 1812 года. Здесь они начинают чувствовать преемственность поколений, величие и духовную силу страны и своё предназначение в жизни.

www.100lichnost.ru
Автор: Алексей Поздняков

 
Икона дня

 

 
 

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Этот день в истории
Казачьи традиции

РУССКАЯ ПЛАНЕТА

Новости казачества